вторник, 25 января 2011 г.

Факторы, влияющие на вероятность возникновения ДТП

Объективные
  • Конструктивные параметры и состояние дороги
  • Интенсивность движения транспортных средств и пешеходов
  • Обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования
  • Время года
  • Часы суток
Субъективные
  • Состояние водителей и пешеходов
  • Нарушение установленных правил водителями и пешеходами
Рисунок 1 - Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП

Факторы:
А) Связанные с человеком (более профессионального плана; профессия-водитель):
  • Пригодность (личностные, психофизиологические качества, состояние здоровья)
  • Работоспособность (режим труда и отдыха, условия на рабочем месте, состояние здоровья, режим питания, употребление различных лечебных препаратов, образ жизни)
  • Подготовленность (наличие необходимого объёма знаний и навыков, приобретаемых в процессе профессионального обучения и в результате самообучения)
  • Мотивация (заинтересованность в безопасном процессе работы, результатах труда, удовлетворенность работой в целом)
Общего плана: 
  • Возраст (риск ДТП максимален до 25 лет и после 65)
  • Пол (женщины более осторожны, нерешительны, недооценивают свои возможности; мужчины  лучше справляются с опасными ситуациями, но чрезмерно самоуверенны и переоценивают свои возможности)
  • Опыт вождения (опасные периоды - первый год - отсутствие опыта; 5 лет (±2 года) - профессиональный автоматизм, снижение внимания, недооценка серьёзности возникающих нестандартных ситуаций)
  • Информированность (об общей статистике ДТП, периодах времени и участках дорожной сети с повышенным риском ДТП)
  • Опасные состояния (алкогольное опьянение - наиболее опасно при небольших дозах алкоголя; утомление, усталость; монотония; хронические, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, психические заболевания и приём препаратов при них; низкий уровень интеллекта; наркотики)
Б) Связанные с транспортным средством
  • Выбор способа передвижения (2 группы средств передвижения: 1 - высокий риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - мотоцикл, пешеход, велосипед; 2 - значительно меньший риск ранения и тяжесть последствий в результате ДТП - водители и пассажиры транспортных средств)
  • Размеры и масса (риск гибели в ДТП уменьшается примерно в 2 раза на каждые 800 кг дополнительной массы автомобиля)
  • Мощность двигателя и скоростные характеристики (автомобили с высокой мощностью имеют риск ДТП выше на 15-20 % по сравнению с обычной мощностью при одинаковой массе автомобиля=>риск ДТП повышается с увеличением мощности двигателя)
  • Техническое состояние и оборудование транспортных средств (риск ДТП для грузовых автомобилей с техническими неисправностями возрастает на 60-70 % ; ужесточение требований по техническому состоянию автомобилей и конструктивной безопасности  позволяет сократить численность погибших в ДТП на 30 % *исслед. США*).
В) Связанные с дорогой
  • Тип дороги
  • Геометрические параметры (на дорогах с неоднородными условиями движения |крутые повороты, уклоны, чередующиеся с прямыми участками| относительное число ДТП выше по сравнению с дорогами, обеспечивающими плавные и спокойные условия движения)
  • Число пересечений и примыканий второстепенных дорог (с увеличением числа пересечений и примыканий на 1 км дороги число ДТП возрастает, поскольку возрастает вероятность неправильной оценки ситуации и возникновения ошибок водителей)
  • Обустройство перекрёстков (число пересекающихся дорог, доля транспортных средств, въезжающих с второстепенных дорог на главную, способ организации движения на перекрёстке, скоростной режим, техническая оснащённость перекрёстка, качество его содержания)
  • Скоростной режим (снижение средней скорости движения на перекрёстке ведёт к снижению числа ДТП с ранеными и числа ДТП с погибшими; и наоборот)
Г) Связанные с внешней средой
  • Тёмное время суток (в темное время суток относительное число ДТП примерно в 1,5-3,5 раза выше по сравнению со светлым временем - условия видимости хуже, может быть больше водителей в состоянии алкогольного опьянения, утомленных водителей)
  • Неблагоприятные погодные условия (во время осадков число ДТП увеличивается; если осадки затяжные, то водители адаптируются и число ДТП постепенно снижается)
  • Состояние дорожного покрытия (на скользком дорожном покрытии, сразу после наступления гололёда, риск возникновения ДТП возрастает, по мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям, число ДТП постепенно снижается; негативно отражаются и неровности дорожного покрытия)
  • Перегруженность дороги транспортными средствами (движение в насыщенном транспортном потоке повышает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к росту числа ДТП)
  • Проведение дорожно-ремонтных работ (создает  препятствие для плавного движения транспортного потока, ограничивает пропускную способность дороги => может возникать перегруженность дороги)


2 комментария:

  1. Факторы конечно влияют на статистику, но большая часть всех ДТП случается по вине водителя, не зря же ставятся знаки дорожного движения. Там скорость превышена, там не учли дорожную обстановку, не аккуратная езда, преувеличенная самоуверенность и невнимательность – распространенные причины ДТП.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы правы. Что и подтверждает схема. А данным по обозначенной мной схеме я доверяю =)

    ОтветитьУдалить