Необходимо рассматривать роль
шероховатости сухого покрытия и влажного (а также мокрого) покрытия
параллельно.
Роль шероховатости в обеспечении
сцепных качеств сухого покрытия
- Шероховатость существенно влияет на отличие фактической площади контакта шины с покрытием от контурной, а через него и на сцепление колеса с покрытием.
S = Q/K0*Kж*Рв,
где Q – нагрузка на
колесо; К0 – коэффициент контактности, учитывающий конструкцию шины , для
легковых автомобилей К0 = 1,3…1,8, для грузовых – К0 = 0,9…1,7; Кж –
коэффициент жесткости шины; Рв – давление воздуха в шине.
Фактическая площадь контакта
меньше контурной и тем в большей степени больше, чем больше неровности макрошероховатости, из-за
которых резина выступов протектора не везде касается материала покрытия.
- То есть, главным образом шероховатость играет положительную роль в обеспечении сцепных качеств лишь при небольших значениях высоты уступов, т.к. наблюдается «чистое» внедрение неровностей макрошероховатости в резину без их воздействия на каркас шины.
- Отрицательную роль имеет недостаточная шероховатость покрытия, т.к. уменьшается адгезия (сцепление) колёс с покрытием. Также негативно сказывается чрезмерная шероховатость на сцепных качествах ввиду того, что начиная с некоторой высоты, неровности, внедряющиеся в шину, начинают воздействовать на её каркас. При большой высоте неровности уже не вдавливаются в резину протектора, и шина перекатывается по ним (см. рисунок).
Роль шероховатости в обеспечении
сцепных качеств влажного (мокрого) покрытия.
- Шероховатость на влажной и мокрой поверхности необходима для:
- Разрыва пленки воды или иных загрязнителей (масел, бензина, грязи) в целях обеспечения непосредственного контакта протектора шины с поверхностью покрытия.
- Создания системы дренирующих ходов, по которым вода отжимается из зоны контакта в целях улучшения условий взаимодействия колеса автомобиля с покрытием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий