Водно-тепловой режим (ВТР) дорожной конструкции –
закономерные изменения в течение года влажности и температуры в придорожном
слое воздуха, в слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна, обусловленные
особенностями данной дорожно-климатической зоны и местных гидрогеологических
условий.
Наиболее значительные сезонные изменения влажности и
температуры происходят в земляном полотне.
Годовой цикл ВТР включает в себя 4 основных характерных
периода:
- Предзимний период – первоначальное накопление влаги осенью.
- Морозный период – промерзание, перераспределение и накопление влаги в земляном полотне зимой
- Весенний период – оттаивание земляного полотна и переувлажнение грунта весно.
- Летний период – просыхание земляного полотна летом.
Предзимний период:
- Охлаждение и интенсивное увлажнение полотна и одежды атмосферными осадками
- Поднятие уровня грунтовых вод
- Медленное нарастание влажности, разуплотнение грунта
- Снижение прочности дорожной одежды
- Относительная влажность грунта составляет W = 0,7 Wт (Wт – влажность на пределе текучести грунта).
Морозный период (можно разделить на 2 периода):
1. Период морозного влагонакопления:
- Снижение температуры грунта
- Промерзание грунта
- Дальнейшее увеличение влажности и снижение плотности грунта
- Влажность грунта увеличивается до W = 0,7…0,8 Wт
2. Период равновесного состоаяния:
- Влажность грунта стабильно высокая.
- Прочность грунта и дорожной одежды очень высокая.
- Наибольшая глубина промерзания грунта.
- Наибольшая вероятность образования пучин
Весенний период:
- Максимальная влажность грунта W = 0,85…1,0 Wт.
- Минимальная плотность и прочность грунта.
- Наиболее опасный период, принимается за расчетный для дорожных одежд и земляного полотна.
Летний период:
- Снижение влажности грунта до наименьшего сезонного значения W = 0,5 Wт
- Постепенное возрастание плотности и прочности грунта земляного полотна.
- Морозное пучение и промерзание отсутствует J
Комментариев нет:
Отправить комментарий