Факторы, влияющие на состояние дорог в процессе эксплуатации подразделяются на:
- Внешние.
- Внутренние.
Внешние факторы (не зависящие от дороги - воздействие автомобильной нагрузки и природно-климатических условий):
- Нагрузки на ось автомобиля и давление в автомобильных шинах.
- Число повторных приложений нагрузки при различной интенсивности движения и интервалы между этими приложениями.
- Продолжительность приложения каждой нагрузки и суммарная продолжительность, которая зависит от скорости движения автомобилей на сложных участках дороги (кривые малого радиуса, крутые подъемы, пересечения, сужения проезжей части и др.), а также плотности транспортных потоков, задержки при заторах.
- Температура воздуха и солнечная радиация (при их воздействии повышается и понижается температура покрытия и изменяются физико-механические свойства асфальтобетона, битума и битумоминеральных смесей).
- Система водоотвода и водопонижения, тип грунта земляного полотна и условия его увлажнения грунтовыми и поверхностными водами (при повышении влажности грунтов выше оптимального уровня значительно снижается вязкость и увеличивается пластичность грунтов, что способствует накоплению остаточных деформаций в земляном полотне и во всей дорожной одежде).
Внутренние факторы (физико-механические характеристики дорожной конструкции и материалов её слоёв):
- Равномерность и степень уплотнения в поперечном направлении слоев нежестких дорожных одежд и земляного полотна.
- Равномерность износа (истирания) покрытия под действием колес автомобиля.
- Образование пластических деформаций в асфальтобетонных покрытиях и слоях из битумоминеральных смесей (в периоды нагревания этих покрытий до высокой температуры значительно снижается вязкость битума, прочность на сдвиг и деформативные характеристики асфальтобетона и может произойти боковое выпирание материала слоя; в холодный период, наоборот, вязкость битума возрастает, увеличивается прочность и жесткость асфальтобетона, происходит образование температурных трещин).
- Появление структурных разрушений и накопление остаточных деформаций в покрытии и других слоях дорожной одежды (вертикальные и горизонтальные напряжения, возникающие от воздействия колес тяжелых автомобилей, превышают допустимые значения и начинается нарушение сплошности и структуры материала одного или нескольких слоёв).
- Степень накопленности остаточных деформаций в грунте земляного полотна под действием нагрузки от тяжелых грузовых автомобилей, особенно в период наибольшего увлажнения грунта, когда его несущая способность снижается до минимальных значений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий