Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги – процесс определения степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.
Методы оценки состояния автомобильных дорог классифицируют по следующим критериям:
- Оцениваемые показатели.
- Полнота оцениваемых элементов или показателей.
- Степень объективности оценки.
- Число критериев или показателей оценки.
По оцениваемым показателям выделяют методы оценки:
- технико-эксплуатационных качеств или характеристик дороги (технических параметров и физических характеристик дороги, таких как прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна, а также инженерного оборудования и обустройства (знаков, ограждений, автобусных остановок, АЗС, мотелей и т.д.));
- транспортно-эксплуатационных показателей дороги или ее потребительских свойств (обеспеченная дорогой скорость, удобство и безопасность движения, пропускная способность, допустимая осевая нагрузка и общая масса автомобилей, эргономические, эстетические, экологические свойства дороги и т.д.);
- показателей совместной работы дороги и автомобилей или технико-экономических показателей работы автомобильного транспорта на данной дороге (средняя скорость транспортного потока, производительность автомобилей, расход топлива и износ шин, себестоимость перевозок, число ДТП и т.д).
По полноте оцениваемых элементов или показателей выделяют методы оценки:
- отдельных элементов, параметров, характеристик или показателей (методы раздельной оценки);
- группы элементов, параметров, физических характеристик или показателей;
- комплекса, т.е. всех или большинства основных элементов, параметров, характеристик или показателей (методы комплексной оценки).
По степени объективности оценки выделяют методы оценки:
- субъективные, или визуальные (основанные на результатах визуального осмотра дороги и дорожных сооружений специалистами-экспертами. При этом различают визуальную диагностику, т.е. сбор информации о видимых параметрах и характеристиках состояния дороги и визуальную оценку состояния, т.е. сравнение этих характеристик с нормативными требованиями);
- объективные (основанные на результатах измерений параметров и характеристик дорог и дорожных сооружений, выполняемых при помощи приборов, установок и передвижных лабораторий);
- смешанные (часть параметров и характеристик оценивается по результатам визуального осмотра, а часть — по результатам объективных измерений).
По числу критериев или показателей оценки выделяют методы оценки:
- однокритериальные;
- многокритериальные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий