Причины образования трещин:
- Недостаточная прочность дорожной одежды и земляного полотна (не соответствует фактическим нагрузкам от автомобилей, вследствие чего возникают большие прогибы и растягивающие напряжения в слоях дорожной одежды);
- Большие перепады температур от положительных к отрицательным (при их наличии возникают знакопеременные напряжения (особенно опасны низкие отрицательные температуры, которые сопровождаются возникновением очень высоких растягивающих напряжений в слоях дорожной одежды));
- Недостаточная трещиностойкость асфальтобетонных покрытий (обусловлена несоответствием деформативных свойств битума реальным температурным условиям работы покрытий);
- Различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий (вследствие чего возникают дополнительные напряжения по плоскостям сопряжения слоев при температурных перепадах);
- Неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды;
- Образование пучин (сопровождается возникновением сетки трещин в дорожной одежде).
Классификация трещин (доп. информация):
- Узкие – до 5 мм;
- Средние – 5…10 мм;
- Широкие – 10…30 мм;
- Очень широкие – более 30 мм.
Быстрее всего трещины развиваются осенью и весной, наиболее широко раскрываются зимой и весной.
Причины возникновения ямочности и выбоин:
- Недостаточная прочность дорожной одежды (как правило, об этом свидетельствует наличие широких трещин, или даже сетки трещин);
- Неблагоприятные погодные условия, особенно весенний период, как таковой (частый переход от положительной к отрицательной температуре воздуха; избыточно увлажнение грунта земляного полотна и слоев дорожной одежды). Вода, попадая в трещины (предвестники любой выбоины), усиливает коррозионные физико-химические в материалах дорожной одежды, а при замерзании оказывает растягивающее воздействие на стенки трещин и отдельные частицы материалов.
- Динамическое воздействие от транспортных нагрузок (материал покрытия в зоне образования трещины начинает разрушаться и выбиваться, трещина перерастает в выбоину);
- Неровности дорожного покрытия (начиная от неровностей, допущенных при устройстве слоев дорожной одежды, когда не соблюдаются требования к ровности и однородности в процессе разравнивания и уплотнения материалов, и включая неровности в виде трещин, сдвигов, наплывов, которые возникают в процессе эксплуатации асфальтобетонных покрытий из смесей с повышенной пластичностью).
- Наличие участков шелушения и выкрашивания каменного материала из дорожного покрытия.
Причины образования колеи:
- Доуплотнение дорожной одежды по полосам наката, если они не были достаточно уплотнены при строительстве (образование колеи происходит в первый год эксплуатации);
- Износ (истирание) покрытия под действием колес автомобиля (напрямую зависит от интенсивности движения и режима движения автомобилей, наличия участков разгона-торможения, наличия шин с шипами);
- Накопление пластических деформаций покрытия (вследствие накопления вертикальных остаточных деформаций в верхних слоях дорожной одежды из-за снижения структурной вязкости асфальтобетона при высоких температурах, которое происходит в свою очередь из-за снижения вязкости битума или вязкого сопротивления битума сдвигу; кроме того, накапливаются и горизонтальные остаточные деформации, когда под действием сдвигающих напряжений происходит выдавливание частиц асфальтобетона в стороны).
В целом, износ происходит равномерно в течение года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий