среда, 23 ноября 2016 г.

Виды деформаций асфальтобетонных покрытий

Различают деформации и разрушения как отдельно покрытий, так и всей дорожной одежды в целом. 
Для удобства восприятия, обозначим в виде таблиц.

Деформации и разрушения отдельно покрытий:

Вид деформации
Описание деформации
Причины образования деформаций
Износ
Уменьшение толщины слоя покрытия в результате потери материала под действием колес автомобилей и природных факторов.
Происходит на всех дорогах без исключения, однако темпы и величина износа зависят от многих факторов.
Шелушение
Отделение чешуек и частиц материала толщиной 2...5 мм или разрушение поверхности покрытия под действием колес автомобилей, воды и отрицательной температуры воздуха с образованием микронеровностей глубиной до 5 мм.
Основной причиной является недостаточное сцепление пленки вяжущего с поверхностью минерального материала (применение вяжущих повышенной вязкости, обработка увлажненного минерального материала и др.).
Выкрашивание
Отделение зерен минерального материала покрытия и образование мелких раковин на его поверхности глубиной от нескольких миллиметров до 20 мм.
Постепенно развиваясь, выкрашивание распространяется на значительную площадь и является признаком начала поверхностного разрушения покрытия. Остановить этот процесс можно укладкой нового защитного слоя.
Выбоины
Местные разрушения покрытия глубиной 20...100 мм и более с резко очерченными краями.
Возникают прежде всего из-за недостаточной связи между минеральными материалами и органическим вяжущим, недоуплотнения покрытия, загрязнения, использования не-доброкачественных материалов (пережог асфальтобетонной смеси, попадание необработанного щебня или песка в смесь и т.д.).
Сдвиги
Неровности, вызванные смещением материала покрытия.
Образуются чаще всего в местах торможения автомобилей (места остановки, перекрестки).
Волны
Неровности в виде поперечных гребней и впадин с пологими краями, закономерно чередующиеся через 0,4...2,0 м вдоль покрытия.
Вызваны смещением верхнего слоя.
Гребенки
Правильные четко выраженные поперечные выступы, чередующиеся с углублениями
Вызваны смещением верхнего слоя.
Трещины покрытия
Полость, образованная без удаления материала двумя соединенными слоёв дорожного покрытия поверхностями, которые как правило, удалены друг от друга на расстояния, во много раз меньше протяженности самой полости. Могут быть одиночные поперечные, продольные и косые или в виде сетки трещин.
Возникают, главным образом, из-за недостаточной прочности отдельных слоев одежды и грунтового основания (недоуплотнение, переувлажнение), превышения нагрузок и интенсивности движения по сравнению с расчетными.
Деформации и разрушения всей дорожной одежды:
Вид деформации
Описание деформации
Причины образования деформаций
Трещины
Полости, образованные без удаления материала двумя соединенными слоёв дорожной одежды поверхностями, которые как правило, удалены друг от друга на расстояния, во много раз меньше протяженности самой полости. Могут быть одиночные поперечные, продольные и косые или в виде сетки трещин.
Возникают, главным образом, из-за недостаточной прочности отдельных слоев одежды и грунтового основания (недоуплотнение, переувлажнение), превышения нагрузок и интенсивности движения по сравнению с расчетными.
Пучины
Взбугривания проезжей части, вызванные влагонакоплением и последующим промерзанием в земляном полотне. В месте взбугривания образуется сетка трещин с характерной ромбической формой отдельностей
Образуются вследствие переувлажения и промерзания земляного полотна, наличия пылеватых супесей, песков и суглинков в нём (одновременное сочетание факторов).
Просадки
Деформации одежды в виде впадин глубиной 50…100 мм и более с пологой поверхностью, но без выпучивания и образования трещин на прилегающих участках.
Возникают в местах пониженной прочности слоев одежды и грунта при увлажнении.
Проломы
Разрушения одежды в виде более или менее длинных прорезей глубиной до 100 мм по полосам наката и выпучиваний сбоку высотой 50... 100 мм.
Различают:
мокрые –  образуются вследствие переувлажнения и пластического течения материала слоев основания и грунта,
 сухие — прорезание всех слоев одежды под действием вертикальной силы при недостаточной толщине конструкции и слабом уплотнении слоев и грунтов земляного полотна.
Колеи
Деформации дорожной одежды в виде углублений по полосам наката без образования или с образованием гребней выпора вдоль колес.
Образуются под действием интенсивного движения автомобилей, особенно тяжеловесных, за счет доуплотнения слоев дорожной конструкции, неравномерного износа верхнего слоя покрытия, накопления остаточных деформаций в слоях дорожной одежды и земляного полотна.
Разрушения кромок дорожных одежд
Отдельные трещины и сетки трещин вдоль кромок, откол, искажение поперечного профиля прикромочных полос.
Происходит вследствие пониженной прочности прикромочных полос проезжей части (заниженная толщина слоев одежды у кромок, повышенная влажность грунта основания под кромкой) и отсутствия укрепительных полос со стороны обочин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий